Начинающие парикмахеры нередко сталкиваются с трудностями при окрашивании волос. Они задают вопросы: “Как быть, если конечный результат оказался далек от желаемого, как исправить ошибку, как смешивать краски известных производителей?” На помощь приходит круг Освальда для колористики волос. Что он собой представляет, как им пользоваться, что такое круг колориста и зачем хозяйке модного салона изучать правила колористики — тема дальнейшего рассуждения.
Основные понятия колористики: теория Освальда
Немецкий ученый В.Освальд создал теорию, в которой отразил многообразие характеристик цвета. Он представил чистые цвета в графическом виде, наглядно показывая их сочетаемость и контрастность. Закон колористики учит: в природе есть всего три базовых цвета, смешение которых дает всю остальную цветовую палитру.
В своей теории ученый опирался на эмоциональное восприятие тех или иных цветов. В итоге получилось разделение на холодные и теплые тона. Открытие явилось основополагающим для всех дальнейших перипетий колористики. Теория рассматривает:
- психологическое и интеллектуальное восприятие цвета;
- физические свойства спектра;
- правила гармоничного смешивания цветов.
Согласно науке разноцветная картина мира, которая нас окружает, соткана из трех основных цветов: красного, желтого, синего. Все прочие оттенки ничто иное, как их различное сочетание. Ученый расположил эти цвета по кругу, разделив на холодные и теплые.
Бьюти-индустрия взяла на вооружение теорию, зарекомендовавшую себя в изобразительном искусстве, дизайне интерьеров, одежды и во всех отраслях, где имеет место эстетическая составляющая.
Круг для подбора цветовых комбинаций: как с ним работать
Чтобы представить свою теорию наглядно, ученый создал графическое изображение основных и дополнительных цветов. Моделью послужила геометрическая фигура: круг Освальда для колористики волос помогает создавать различные цветовые комбинации.
Три базовых цвета — красный, желтый, синий — занимают три основные позиции. Это цвета так называемого первичного спектра.
Между ними располагаются промежуточные или дополнительные цвета. Они сформированы в результате смешивания близлежащих тонов, создавая таким образом палитру перетекающих друг в друга оттенков.
Движение по часовой стрелке показывает теплый спектр, против — холодный. Колористический круг парикмахера представляет собой модель преобразования цветов, которая помогает создавать цветовые композиции.
Схема показывает, как:
- красный цвет превращается в желтый;
- красный сменяется синим;
- синий превращается в зеленый;
- зеленый сменяется желтым.
Если смешать три основных цвета, получится коричневый. Цвета, близкие по колору, находятся в одном секторе. Их называют родственными. Цвета противоположного тона располагаются напротив друг друга. Их называют родственно-контрастными.
При соединении воображаемой линией цветов противоположного спектра образуется цветовая звезда колористики. Фигура, крайние точки которой представлены родственно-контрастными цветами, представляет собой пособие по смешиванию и нейтрализации красок.
Простейшие правила подбора цветов по кругу заключаются в следующем:
- Чтобы усилить цвет, берут оттенки одного сегмента.
- Чтобы нейтрализовать ошибочный тон, берут краску с противоположной стороны.
- Для лучшей коррекции смешивают цвета близлежащих сегментов.
Диагональ, соединяющая противоположные сектора, показывает какой контрастный тон надо добавить к основной краске, чтобы нейтрализовать чересчур активный колор.
Правила смешивания красок разных оттенков
Парикмахеры изучают законы колористики, чтобы создавать образцы современного искусства. Требовательная клиентура ориентируется на произведения всемирно известных стилистов, поэтому, чтобы быть востребованным, мастер должен быть лучшим.
Для создания уникального красителя, идеально подходящего конкретному клиенту, прибегают к таблице колориста, помогающей найти гармоничное сочетание различных цветов.
Парикмахеры — люди творческие и любят эксперименты. Однако, самые смелые опыты должны производиться с учетом практических знаний и навыков.
Для получения наилучшего результата необходимо придерживаться следующих правил:
- Смешивать краски, близкие по оттенку пигмента.
- Не сочетать красители разных марок.
- Учитывать тип волос при определении времени выдержки.
- Строго соблюдать пропорции.
- Использовать инструменты взвешивания.
Объем красящего средства вычисляется, исходя из нормы: 1 тюбик (60 мг) на волосы длиной до плеч.
Начинающим лучше не соединять в одной композиции более трех тонов. Создание столь сложной комбинации под силу только профессионалам.
Помимо этих технических правил необходимо учитывать:
- состояние, структуру и тип волос;
- кожу головы: чувствительная, сухая, воспаленная.
Сочетание цвета волос с цветотипом клиентки — обязательно для создания гармоничного образа.
Известно четыре цветотипа:
- холодные: зима-лето;
- теплые: весна-осень.
Женщинам цветотипа “лето” со светлыми волосами, подойдет окрашивание в пшеничные, пепельные и платиновые тона. Темноволосым представительницам того же типа можно предложить окрашивание в различные оттенки коричневого.
Добавление зеленого пигмента убирает красный оттенок. Чтобы выполнить пастельное тонирование, волосы предварительно осветляют до 9-10 уровня, после чего тонируют их небольшим количеством красного.
Краски для колористики волос смешивают близкими по тону цветами. Сделать точный подбор помогут таблицы.Волосы с сединой или неравномерно окрашенные рекомендуется сначала окрасить в цвет, близкий естественному, а уже потом подбирать и соединять новые оттенки.
Время выдержки определяется в зависимости от исходного цвета и состояния волос.
Одинаковые оттенки на разных по типу и структуре волосах будут иметь различную цветовую насыщенность. Если смешать три базовых цвета в равной пропорции, выйдет серо-коричневый оттенок, который сделает волосы темнее.
Первичные, вторичные и третичные цвета
Законы колористики разделяют цветовую гамму на первичные, вторичные и третичные цвета. По модели Оствальда, систематизирующей цветоделение, к первой группе относятся чистые цвета без примесей. Вторичными — производные от базовых, третичными — композиции из микса первичных и вторичных.
Первичные цвета (Primary)
Синий, красный и желтый — цвета, которые нельзя получить путем смешивания. Первый возглавляет палитру холодных тонов. Второй и третий — теплых. Синий обладает и другими специфическими свойствами, которые необходимо учитывать при смешивании. Это самый темный из базовых цветов. Поэтому его добавляют, когда надо затемнить тональность. В сочетании с первичными, вторичными, третичными цветами синий всегда доминирует. Его присутствие сообщает комбинации глубину, затемняет и переводит окраску в холодный спектр.
Вторичные цвета (Secondary)
Сочетание двух основных цветов дает новый оттенок. Цвета, полученные в результате смешивания двух первичных в одинаковых пропорциях, называются вторичными. Это зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета. Первый получается из смешения синего и желтого, второй — красного и желтого, третий — синего и красного. Тона, в которых присутствует синий, относятся к холодным. Сочетание красного и желтого дает теплый оранжевый цвет.
Третичные цвета (Tertiary)
Широкий диапазон третичных оттенков получается в результате комбинирования первичных и вторичных цветов. Так получаются сложные интересные цвета, обогащающие цветовую палитру. Бордовый, сиреневый, бирюзовый и так далее. Цвета этого ряда включают композиции с добавлением ахроматических цветов. Они влияют на глубину и насыщенность колора.
Подбор оттенков по кругу Освальда для окрашивания волос красками разных производителей
Смешивая краски по кругу Освальда, нельзя забывать о специфических свойствах красок от различных производителей. Красящие средства каждого бренда имеют свой уровень глубины тона и своеобразные примеси пигментов, корректирующих величину красного, золотого, фиолетового оттенков. Средства окрашивания, предназначенные для профессионального использования, содержат более качественные стабилизаторы, молекулы пигментации в них очень маленького размера. В результате использование таких красителей дает большую стойкость и в большей степени соответствует ожиданиям.
Каждый производитель имеет собственную палитру, поэтому даже одинаковые по названию красители разных брендов будут отличаться. Если все-таки приходится соединять такие препараты, надо тщательно рассчитывать пропорции и общее количество краски.
Каждый свой продукт производитель маркирует цифровыми или буквенными символами, обозначающими разные градации цвета.
Обычно первая цифра обозначает уровень светлости. Вторая — показывает какого цвета краска находится в тюбике. Третья — оттенок и нюанс, составляющий четверть всего объема.
Например, в палитре красок для волос компании Estel цвета обозначены числовым рядом от 1 до 10. Краски натуральных оттенков имеют кодировку 1.0-10.0. Нули говорят о том, что в составе отсутствуют добавки. Присутствие примесей в продукции бренда обозначается цифрой после точки от 1 до 7.
Коллекции красящих шампуней таких известных марок, как Estel или Матрикс, имеют множество цветовых вариаций. Изделия объединяются в серии для получения красных ярких тонов, блондов, окрашивания седины. При необходимости создать уникальную краску смешивают родственные цвета из одной серии. Чистые пигменты и тонирующие маски применяются для коррекции нового цвета.
Подбирая оттенки для создания индивидуальных продуктов, помнят о недопустимости смешивания в одном составе красящих препаратов от разных производителей. Все компоненты должны принадлежать одному бренду.
Специалисты в области красоты приспособили законы колористики к своим практическим нуждам. Они с успехом применяются как в создании средств для окрашивания волос, так и в работе парикмахеров, созидающих на их основе новые цветовые композиции. Современные парикмахеры изучают науку о цвете, чтобы овладеть секретами окрашивания волос. В условиях растущей конкуренции в очередь к мастерам, владеющим искусством создания оригинальных красителей, записываются заранее.