Владение теорией цвета – важнейший инструмент, необходимый при покраске волос. Поэтому курсы колористики, позволяющие освоить правила смешивания оттенков красок, достаточно востребованы среди начинающих парикмахеров.
Что такое колористика, современные тенденции
Колористика – это наука о цветовой культуре, в которую входит совокупность сведений о природе, происхождении, особенностях цвета, принципах соединения цветов, их контрастах и сочетаниях. Основные направления развития современной колористики – это разделение парикмахеров на категории: стрижка или покраска, а также разработка новейших видов сложной покраски.
Мужской специалист по стрижкам получил название «барбер», женский – «hair стилист», мастер, занимающийся окрашиванием прядей – колорист.
Обучение с нуля для начинающих парикмахеров
Ключевые знания колористики предоставляют мастеру возможность быстро построить карьеру и обеспечить себе в дальнейшем приличный заработок. Обучение с нуля позволяет выявить сильные и слабые стороны начинающего специалиста и раскрыть его творческий потенциал.
От чего зависит цвет
Цвет волос обуславливает меланин (природный пигмент), который, в свою очередь, подразделяется на:
- Эумеланин – пигментные частицы синего и красного цвета, характеризующиеся крупным размером и удлиненной формой. В большом количестве они придают прядям темный цвет, свойственный брюнеткам, или наоборот.
- Феомеланин – небольшие и округлые молекулы меланина желтого и красного цвета. Устранить их полностью невозможно из-за высокого риска повреждения волосяного стержня. От элементов феомеланина зависит тон осветления и конечный результат покраски. Например, в медных прядках можно рассмотреть множество желто-красных гранул, а в черных их содержание минимально. С возрастом выработка меланина останавливается, что приводит к обесцвечиванию волос, то есть, к поседению. Применение агрессивных химических средств при покраске способствует разрушению феомеланина и выпадению волос.
Основы теории цвета
В колористике выделяют следующие цвета:
- первичные – основные: синий, желтый и красный, при их смешивании получаются цвета второго порядка;
- вторичные – фиолетовый (синий + красный), оранжевый (желтый + красный), зеленый (синий + желтый);
- третичные – получаются в результате смешивания вторичных цветов с базовыми.
Их вполне достаточно для того, чтобы полностью передать цвет прядей. Тона оттенков делятся на несколько типов:
- холодные – синий, фиолетовый;
- теплые – оранжевый, желтый;
- теплые и холодные – красный, зеленый.
Специфика работы с цветом при покраске:
- Цвета, расположенные напротив друг друга, имеют способность к взаимной нейтрализации, поскольку характеризуются одинаковой степенью интенсивности.
- Нейтрализация холодных тонов допустима только с добавлением теплых. В то же время повторение этой операции наоборот невозможно: при добавлении к теплым тонам холодных цвет получается грязный.
- Процедура придания теплой гаммы прядям с холодным оттенком начинается с нейтрализации холода в тоне.
- Совместимы те теплые оттенки, которые стоят в цветовом круге друг за другом по часовой стрелке.
- Несовместимы холодные оттенки, располагающиеся друг за другом против часовой стрелки.
- Сочетание несовместимых холодных и теплых оттенков невозможно.
Уровень глубины тона
Под уровнем глубины тона подразумевается основной цвет прядей, не имеющий дополнительных оттенков. Этот показатель обусловлен непосредственно количеством содержащегося в волосяном стержне меланина. Выделено 10 таких показателей, обозначенных цифрами:
- 1 – черный;
- 2 – натуральный черный;
- 3 – темный шатен;
- 4 – шатен;
- 5 – светлый шатен;
- 6 – темно-русый;
- 7 – средне-русый;
- 8 – светло-русый;
- 9 – блондин;
- 10 – светлый блондин.
Как правило, базовые тона соответствуют первой цифре номера красителя. При расширении цифрового обозначения компании-изготовители добавляют вторую и третью цифру.
Фон осветления и его нейтрализация
Фон осветления – это получившийся после окисления цвет меланина, сохранившийся внутри стержня волоса. Существует несколько действий, допустимых с ФО:
- дополнительное осветление;
- нейтрализация;
- усиление.
Что такое цветовое направление
Цветовое направление – это проявившийся на волосах в результате покраски оттенок. В то время как цветовой нюанс – это второстепенный оттенок, обозначаемый в таблице красок буквой или цифрой.
Особенности колористики по цветотипам внешности
Различают 4 цветовых типов внешности:
- осень;
- зима;
- весна;
- лето.
Определить принадлежность человека к какому-либо из них, помогает следующая таблица:
Наименование | Цвет глаз | Цвет кожи | Цвет волос | Подходящие оттенки |
Осень | Карие, золотисто-коричневые. | Смуглая с золотистым оттенком, возможны веснушки. | Светло- и темно-каштановые с золотистым отливом. | Коричневые, золотистые, природные темные. Недопустимы холодные оттенки. |
Зима | Диапазон: от светло-коричневых до почти черных. | Светлая | Черные, каштановые | Яркие, насыщенные.
Недопустимы теплые и нейтральные. |
Весна | Янтарный, зеленый, голубой. | Персиковая, розовая, светлая. Возможны веснушки. | Светло-русый, каштановый с золотом, светлый блонд. | Пастельные, природные. Недопустимы контрастные и яркие. |
Лето | Сероватые, зеленые, холодные голубые. | Молочная, оливковая. | Пепельные блонды, темно-русые, холодный каштан. | Приглушенные.
Недопустимы темные и контрастные. |
Состав красителей: что важно знать
Существует 3 вида красящих составов для волос, каждый из них имеет синтетическое происхождение:
- тонирующие;
- перманентные;
- полуперманентные.
Все красители классифицируются по ряду признаков:
- глубина проникновения;
- стойкость;
- состав.
Перманентные красители
Эти краски изготовлены на основе аммиака и характеризуются продолжительной стойкостью.
Полуперманентные краски
В состав полуперманентных красящих средств входит этаноламин – элемент, производный от аммиака. Для работы с ними также необходимо наличие оксигена, стимулирующего химическую реакцию. На основании многочисленных исследований было установлено, что вред, причиняемый волосам при использовании этаноламина, гораздо серьезнее, чем при работе с аммиаком.
Осветляющие красители
При желании клиента поднять светлость без использования осветляющего средства, специалист прибегает к осветляющему красителю. Однако такое решение возможно лишь при условии, что это позволяет первичная база прядей. К примеру, состав с легкостью сработает с 7 до 9 уровня, однако с 4 до 7 уже не дотянет.
Красители прямого действия
Для работы с такими составами оксиген не нужен. В результате покраски получаются неестественно яркие оттенки. Основной недостаток подобных красителей состоит в быстром смывании. Чаще всего их используют при желании провести эксперимент с обесцвеченными волосами.
Тонирующие краски
Такие продукты характеризуются низким процентом содержания аммиака и применяются лишь с низкопроцентными оксигенами. Посредством этих красителей выполняют тонировку обесцвеченных или светлых прядей, и придают насыщенный блеск темным или природным локонам.
Натуральные красители
Природные красители (хна и басма) не проникают в основное вещество волоса (кортекс) и не повреждают кутикулу. Подобные средства благоприятны для шевелюры и способствуют ее оздоровлению.
Правила и таблица смешивания разных оттенков
При смешивании оттенков необходимо соблюдать гармонию цветов. Так, к примеру, в результате соединения двух несочетаемых друг с другом тонов получится «грязный» цвет.
Первичные цвета
Смешение первичных цветов позволяет получить остальные цвета. В цветовом круге их содержится 3: синий, желтый и красный.
Вторичные цвета
Получаются в результате соединения в равном соотношении двух первичных цветов. К ним относят: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Третичные цвета
Образуются при смешивании первичных и вторичных цветов, к примеру: фиолетово-красный, темно-желтый и т.п.
Ахроматические цвета
Получаются при соединении в равных частях трех первичных цветов. Их представители – черный, серый, белый.
Родственные оттенки
В звезде Освальда такие цвета расположены рядом друг с другом, образуя приятное глазу, гармоничное сочетание. Существует 4 группы родственных оттенков:
- сине-зеленые;
- сине-красные;
- желто-зеленые;
- желто-красные.
Гармоничные сочетания
Оттенки – родственники в кругу, не имеющие способности к нейтрализации друг друга. В результате их смешения образуются гармоничные сочетания.
Монохромные цвета
Получаются при соединении оттенков с разной светлотой и насыщенностью, но одного тона.
Пепельные оттенки
Цвета считаются сложными и требуют тщательной подготовки колориста.
Пропорции смешивания красок
Соотношение составляющих в смеси красителя обусловлено исходной базой волос, методом окрашивания и рекомендациями производителя. При работе с красками колорист руководствуется данными, взятыми из специальной таблицы.
Добавление оксигена
В результате взаимодействия оксигена с аммиаком запускается окислительный процесс, способствующий окрашиванию прядей. Наиболее часто используют окислители: 9%, 6% и 3%.
Техника сложного окрашивания волос
Существует два варианта покраски: простой и сложный. К первому относится окрашивание в один тон, обесцвечивание от корня и тонировка. Второй включает ряд техник, к примеру: омбре, балаяж, мелирование, шатуш и т.п.
Деление на цветовые уровни
Цвет волос обусловлен доминированием какого-либо пигмента, изменяясь в зависимости от его количества. На упаковке красителя первой цифрой производитель обозначает глубину тона, второй и третьей – цветовой нюанс.
Создание цветовых комбинаций
Подбирая оттенки, мастер учитывает ряд факторов:
- желание клиента;
- цветовой тип внешности;
- исходную базу прядей.
Оттенки должны гармонировать не только друг с другом, но и с цветом кожи и глаз.
Процесс смешивания цветов
При смешивании красок необходимо брать за основу природный краситель, создающий надежную базу и восполняющий в волосе пигментную пустоту. Затем должен идти краситель с тем или иным цветовым нюансом для придания прядям желаемого оттенка.
Окрашивание прядей
Окрашивание волос не в каждом случае бывает полным. Колористами применяются техники, при которых окраске подвергаются лишь отдельные пряди.
Блондирование
Позволяет создать на прядках эффект выгоревших волос.
Омбре
Благодаря этой технике из нескольких оттенков краски, взятых за основу, получается эффект градиента – плавный переход одного цвета в другой.
Мелирование
Предоставляет возможность быстро оживить классическую стрижку, создав новый оригинальный образ. При этом волосам причиняется минимум вреда.
Подбор оттенков по кругу Освальда для красок разных производителей
Каждый краситель характеризуется уровнем глубины тона и содержит вспомогательные пигменты, корректирующие уровень оттенков: фиолетового, золотого и красного.
Индола
Около 100 различных оттенков, представленных в ассортименте, дополняются 9 колерами. В процессе смешивания холодные оттенки соединяются с красителями без дополнительного колера, а теплые – с золотистым колером.
Игора
Для придания волосам того или иного эффекта «Игора» имеет ряд палитр.
Лонда
Стойкий состав, идеально подходящий для закрашивания седины. Однако имеет в своем составе несколько сложно удаляющихся после окрашивания пигментов. В результате темные тона вымываются в персиковые и розовые оттенки.
Капус
В палитрах этой серии представлены 6 составов для усиления цвета и 106 оттенков.
Палет
Средство, рассчитанное на домашнее окрашивание, включает краску, варьирующуюся в интервале от 1 до 10 уровней глубины цвета и стандартный окислитель. В зависимости от стойкости окрашивания «Палет» делится на 3 вида. Для профессиональной коррекции цвета это средство не подходит.
Эстель
Палитра предлагает оттенки от 1 до 10 уровней тона. Серия характеризуется множеством линеек, предусматривающих различное окрашивание, в том числе, для закрашивания седины и получения индивидуального тона.
Гарньер
Включают краситель и стандартный окислитель. Определенные виды содержат до 3 дополнительных колеров. Средства «Гарньер» не предназначены для цветовой коррекции
Матрикс
Краски отличаются содержанием высококачественного сырья, способного легко поднимать тон на 2 и выше уровня и получать желаемый оттенок.
Возможные ошибки
Наиболее распространенная ошибка колориста – неправильно определенная структура волос и глубина тона. Также ошибки допускаются в процессе соединения красителей и непосредственно при окрашивании, к примеру:
- использование несочетающихся между собой оттенков;
- неграмотная нейтрализация нежелательного тона;
- неправильно подобранный оксиген;
- недостаточное время для процедуры окрашивания.
Колористика – довольно непростая наука, требующая ответственности и внимательности. Лишь поэтапное ее изучение позволит начинающему парикмахеру стать профессионалом своего дела.